Подростковые проблемы психосексуального развития По материалам книги «Формирование здорового образа жизни подростков: для классных руководителей», под редакцией Л.В. Баля и С.В. Барканова
В переходном возрасте проявляются признаки полового созре-вания, но сексуальность ребенка начинает формироваться гораздо раньше. Проблемы, связанные с развитием сексуальности проявляются в ранних периодах развития и остаются поэтому без внимания и поддержки со стороны родителей. Становление психосексу¬альности проходит в три этапа.
1-й этап - формирование полового самосознания
(кто я такой: девочка или мальчик).
Этап начинается еще до рождения ребенка - во внутриутробном периоде и заканчивается в большинстве случаев к 3 годам. Реже он растягивается до 5-6 лет.
В этот период происходит:
- осознание ребенком себя как мальчика или как девочки;
- умение различать окружающих по полу;
- знакомство с половыми органами собственными и у сверстников;
- формирование способности вырабатывать привязанность к близким людям.
Основные последствия нарушений на данном этапе связаны с наследственными заболеваниями родителей, особенностями течения беременности и воспитанием детей. Важно ознакомить ребенка-дошкольника с половыми органами, в противном случае могут возникнуть такие отклонения, как визионизм (подглядывание) и эксгибиционизм (демонстрация окружающим собственного обнаженного тела). Способность вырабатывать чувство привязанности к кому-либо - очень важный навык. При его отсутствии у ребенка в дальнейшем не будет постоянных друзей, а позже - постоянного партнера по браку, что приводит, как правило, к многочисленным сексуальным связям и повышению риска заражения инфекциями, передающимися половым путем. Кроме того, облегчается возможность попадания в асоциальные группы. Такие люди не воспринимают семью как ценность. Причинами, мешающими формированию способности вырабатывать чувство привязанности, могут быть:
• воспитание вне семьи;
• частая смена «нянек» у ребенка;
• недостаточность контактов и внимания со стороны родителей;
• оформление ребенка в ясли/сад до 3-летнего возраста.
Отрицательные последствия первого этапа, появляющиеся а подростковом возрасте, таковы:
• агрессивное поведение;
• жестокое обращение с младшими;
• побеги из дома;
• отсутствие друзей;
• ранняя половая жизнь; .навязчивая мастурбация;
• употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение.
2-й этап - формирование стереотипа полоролевого поведе-ния
(с кем, во что, как я играю).
Этап начинается с 3-х, реже с 5-6 лет, и заканчивается началом периода полового созревания.
В этот период происходит:
• усвоение типов мужского или женского поведения в соответствии со сформировавшимся самосознанием;
• формирование способности играть в сюжетные игры, соблю-дать правила игры.
На данном этапе важно правильно подбирать игрушки, одежду, книги, фильмы соответственно полу и возрасту ребенка. Например, отсутствие у девочки навыка игры в «дочки - матери» с куклами тормозит развитие материнского инстинкта. Отсутствие соревновательных игр у мальчиков уменьшает возможность формирования лидерских качеств. Если ребенок не научится следовать правилам игры, он может не суметь принять правила поведения в обществе. На втором этапе мальчики «отходят» от матери к отцу, в мужское общество. Важно сформировать у них образ героя, защитника, покровителя, вселить уверенность в себя. Опекаемые и «переласканные» мальчики попадают в группу риска по развитию нарциссизма (самовлюбленности) и гомосексуализма. В эту же группу риска попадают мальчики, растущие без отца.