Главная | Мой профиль | Выход  | Вход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Автономная некоммерческая организация
"Краевой научно-методический центр"




Меню сайта
Форма входа

Психологическое сопровождение ребенка в лагере

Психофизические возрастные особенности.
Поскольку основной контингент детей в летнем лагере составляют младшие школьники и подростки, педагогический персонал лагеря должен быть знаком с психологическими особенностями каждого возраста.
МЛАДШИЙ школьный возраст (6-11 ЛЕТ)
Особенности психического развития. Младшие школьники способны к проявлению самостоятельности и организованности, выполнению действий в определенной последовательности. Дети в этом возрасте очень доверчивы, исполнительны, послушны, восприимчивы и впечатлительны, быстро реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребности в игре, в движениях, во внешних впечатлениях. Возможности осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены. Ребенок не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса. Грубость, вспыльчивость могут возникнуть как результат расхождения  между потребностями и возможностью их удовлетворить. В младшем школьном возрасте получают дальнейшее формирование нравственные чувства (чуткость, доброта, отзывчивость, ответственность), интеллектуальные чувства (любознательность, сомнение, удивление), эстетические чувства (наслаждение при восприятии прекрасного).
детей младшей группы (6-8 лет) являются: высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи, стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо, понимание различий пола, стремление получить время на самостоятельные занятия, ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.
Особенностями поведения детей средней группы (9-11 лет) являются: стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек, боязнь поражений, чувствительность к критике, постоянно меняющиеся интересы, стремление к соперничеству. Пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг, быстрота в действиях, стремление к большой мускульной активности, любовь к коллективным играм, настойчивость, инициативность, энергичность, влюбчивость, учащаются беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности, начинают осознавать нравственные нормы. Почти всегда шумны и спорят.
Особенностями физического развития (6-11 лет) являются: руки и ноги растут быстрее тела, хорошее общее управление телом, координация глаз и рук улучшается к 7 годам, костно-мышечный аппарат отличается большой гибкостью, рост девочек опережает рост мальчиков, вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
Советы вожатым


  • организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развивайте умение лазать и пользоваться качелями
  • используйте ритмические виды деятельности: пение, драматические постановки
  • обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
  • предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
  • учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
  • используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
  • организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
  • организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру
  • стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей

подростковый ВОЗРАСТ (12-16 лет)
Особенности психического развития  Все стороны развития подвергаются качественной  перестройке, возникают и формируются новые психологические  образования. Подростковый возраст традиционно считается трудным в воспитательном отношении. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Темпы созревания подростков неравномерны, отсюда  переживания от того что подросток начинает отличаться от своих сверстников. Как следствие этого - снижение самооценки, нестабильность ощущения своего личные проблемы. Одна из них - появление полового влечения, которое изменяет всю систему мотивов и  переживаний. Наиболее доминирующие потребности этого возраста - потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении.
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ
проявляется с одной стороны, через подражание (внешний облик манера поведения), с другой стороны, формируется в сфере общения со взрослыми, через проникновение во внутренний мир взрослого Ущемление самостоятельности порождает грубость, упрямство, замкнутость, негативизм.
САМОСОЗНАНИЕ выражается в таких формах как самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. По отношению к взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на "равных".  Идет развитие способности подростка к эмпатии по отношению к  взрослым, стремления помочь взрослым, поддержать, разделить горе или радость. Для подростков характерны переживания, связанные с их  отношением к себе, к собственной личности, причем, чаще всего  отрицательные.
Особенностями физического развитияподростков (12-16 лет)
являются:половое созревание, быстрый рост мускулатуры. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам), завершение роста скелета, различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть, мальчики отстают в развитии на 2 года. Девочки обычно выше мальчикови менее активны, в этом возрастепереутомление опасно.

Особенностями поведениядетей старшей группы (12-16 лет)
являются: антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга, стремление к соревновательности, подчинение своих интересов мнению команды, мальчики склонны к групповому поведению, девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочкам, наблюдается беспокойство о своей внешности. Дети испытывают внутреннее беспокойство, мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых, дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета, сопротивление критике, появляется интерес к заработку,  стремление к достижению независимости от своей семьи, поиск себя, происходит выбор будущей профессии, возникновение первой любви, проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!».

Советы вожатым

  • организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
  • отдавайте предпочтение спортивным играм
  • используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
  • оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
  • руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
  • создавайте необходимые условия для отдыха
  • учитывайте возрастные особенности, проявляющиеся в повышенном интересе к другому полу
  • учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

История развития российской космонавтики
Мини-чат
200
Краевой научно-методический центр © 2008-2024