Психологическое сопровождение ребенка в лагере
Психофизические возрастные особенности.
Поскольку основной контингент детей в летнем лагере составляют
младшие школьники и подростки, педагогический персонал лагеря должен
быть знаком с психологическими особенностями каждого возраста.
МЛАДШИЙ школьный возраст (6-11 ЛЕТ)
Особенности психического развития.
Младшие школьники способны к проявлению самостоятельности и
организованности, выполнению действий в определенной
последовательности. Дети в этом возрасте очень доверчивы,
исполнительны, послушны, восприимчивы и впечатлительны, быстро
реагируют на все необычное, яркое, нетерпеливы, подражательны.
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребности
в игре, в движениях, во внешних впечатлениях. Возможности осознания
младшим школьником своих чувств и понимания чужих чувств ограничены.
Ребенок не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха, ужаса.
Грубость, вспыльчивость могут возникнуть как результат расхождения
между потребностями и возможностью их удовлетворить. В младшем школьном
возрасте получают дальнейшее формирование нравственные чувства
(чуткость, доброта, отзывчивость, ответственность), интеллектуальные
чувства (любознательность, сомнение, удивление), эстетические чувства
(наслаждение при восприятии прекрасного).
детей младшей группы (6-8 лет)
являются: высокий уровень активности, стремление к общению вне семьи,
стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо,
понимание различий пола, стремление получить время на самостоятельные
занятия, ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным,
агрессивным.
Особенностями поведения детей средней группы (9-11 лет)
являются: стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек,
боязнь поражений, чувствительность к критике, постоянно меняющиеся
интересы, стремление к соперничеству. Пробуждается интерес и
любопытство ко всему вокруг, быстрота в действиях, стремление к большой
мускульной активности, любовь к коллективным играм, настойчивость,
инициативность, энергичность, влюбчивость, учащаются беспокойные
состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности, начинают
осознавать нравственные нормы. Почти всегда шумны и спорят.
Особенностями физического развития (6-11 лет) являются:
руки и ноги растут быстрее тела, хорошее общее управление телом,
координация глаз и рук улучшается к 7 годам, костно-мышечный аппарат
отличается большой гибкостью, рост девочек опережает рост мальчиков,
вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся
сильнее
Советы вожатым
- организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега, развивайте умение лазать и пользоваться качелями
-
используйте ритмические виды деятельности: пение, драматические постановки
-
обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
-
предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
-
учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
-
используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
-
организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
-
организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру
-
стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
подростковый ВОЗРАСТ (12-16 лет)
Особенности психического развития Все стороны развития
подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые
психологические образования. Подростковый возраст традиционно
считается трудным в воспитательном отношении. В ходе бурного роста и
физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть
чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость,
депрессия. Темпы созревания подростков неравномерны, отсюда
переживания от того что подросток начинает отличаться от своих
сверстников. Как следствие этого - снижение самооценки, нестабильность
ощущения своего личные проблемы. Одна из них - появление полового
влечения, которое изменяет всю систему мотивов и переживаний. Наиболее
доминирующие потребности этого возраста - потребность в общении со
сверстниками, потребность в самоутверждении.
СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ
проявляется с одной стороны, через подражание (внешний облик манера
поведения), с другой стороны, формируется в сфере общения со взрослыми,
через проникновение во внутренний мир взрослого Ущемление
самостоятельности порождает грубость, упрямство, замкнутость,
негативизм.
САМОСОЗНАНИЕ выражается в таких формах как
самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и
самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. По отношению к
взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на
"равных". Идет развитие способности подростка к эмпатии по отношению
к взрослым, стремления помочь взрослым, поддержать, разделить горе или
радость. Для подростков характерны переживания, связанные с их
отношением к себе, к собственной личности, причем, чаще всего
отрицательные.
Особенностями физического развитияподростков (12-16 лет) являются:половое созревание, быстрый
рост мускулатуры. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и
эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек
к 13 годам), завершение роста скелета, различия среди детей
усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только
начинают взрослеть, мальчики отстают в развитии на 2 года. Девочки
обычно выше мальчикови менее активны, в этом возрастепереутомление опасно.
Советы вожатым
- организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
- отдавайте предпочтение спортивным играм
- используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
- оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
- руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
- создавайте необходимые условия для отдыха
- учитывайте возрастные особенности, проявляющиеся в повышенном интересе к другому полу
- учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.